Главная » Статьи » Мои статьи |
Статья
Стремительные технологические изменения, развитие информационных технологий, ме-няющаяся организация труда требуют от работников более широких умений и компе¬тенций, чем раньше. Причем в настоящее время растет востребованность умений, ко¬торые могут быть перенесены из одной сфе¬ры деятельности в другую. Возрастает роль информационно-коммуникативных и социальных умений, способности работать в команде, принимать решение и т.д. Уровень развития современного специалиста, степень его адаптируемости к постоянно обновляющимся видам деятельности в значительной мере определяется уровнем его информационной культуры, основы которой должны быть сформированы в процессе изучения школьного курса информатики. Работая над формированием информационно-коммуникативных умений учащихся, уделяю много внимания проблеме познавательного интереса. Выступая в качестве внешнего стимула к учению, познавательный интерес является самым сильным средством развития познавательной активности. Искусство учителя состоит в том, чтобы познавательный интерес стал для учащихся лично значимым и устойчивым. Учитывая это, применяю на практике наряду с классно-урочной системой новые технологии обучения, понимая их необходимость в процессе интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Развитие является ключевым словом педагогического процесса. Новые педагогические технологии характеризуются гуманистическим и подходом в психологии и образовании, их отличительной чертой является особое внимание к индивидуальности человека, его личности. Анализируя и сравнивая имеющиеся достижения педагогической науки и практики в вопросах активизации познавательной деятельности, отбираю для своей педагогической практики то, что способствует реализации самостоятельно сформулированных целей и задач и снятию противоречий, возникающих в педагогической деятельности. Важным педагогическим условием формирования информационно-коммуникативных умений учащихся является приобщение учащихся к самостоятельной работе. Самостоятельная деятельность учащихся должна быть целенаправленным процессом. Для этого необходимо продумывать технологию и "инструментарий" самостоятельной познавательной деятельности учащихся, чтобы они могли добывать знания, определять и решать задачи самообразования, саморазвития. Тем более все, что связано с ИКТ-технологиями, постоянно требует этого. Очень важно дать раскрыться учащимся с высокими и средними учебными возможностями, которые могут не только усвоить стандартный уровень, но и развивать свои творческие способности, учиться мыслить нестандартно. Например, в 10-м классе при изучении темы «Электронные таблицы» учащиеся самостоятельно решают задачи практической направленности. Для этого используются файлы-заготовки практических работ, в которых указывается назначение таблицы, входные и выходные данные и дана сама таблица для заполнения. В пустые ячейки таблиц нужно ввести формулы, использовать различные встроенные функции приложения Excel, после заполнения таблицы желательно построить диаграммы. На примере магазинов нашего поселка прослеживается процесс подсчета выручки, издержек и прибыли в процессе работы; учащиеся учатся выполнять вычисления заработной платы с учетом подоходного налога, отчислений в пенсионный фонд и стажа работы; пробуют себя в качестве агентов продажи и покупки недвижимости и др. Такие самостоятельные работы требуют мобилизации знаний, умений, творческого подхода к решению задач, развивают способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывают волю к победе и преодолению трудностей. В процессе такой работы ученики привыкают к востребованности своих знаний, убеждаются в значимости образования. Для формирования информационно-коммуникативных умений учащихся необходимо, чтобы они не столько получали готовые знания, сколько открывали их заново. При этом задача учителя – возбудить внимание учащихся, их интерес к учебной теме, усилить на этой основе познавательную активность. Для этого можно решать задачи практической направленности. Например, при изучении темы «Единицы измерения информации» в 6 классе для повышения мотивации к изучению данной темы и применение полученных знаний в дальнейшей работе с информацией, учащиеся решают реальную задачу, в которой по мере ее решения появляются другие вопросы (учащиеся знают, что 1 символ равен 1 байту). Вася Петров в текстовом редакторе Блокнот набирает за 5 минут 5 строк текста по 50 символов в каждой строке. Петя Васечкин набирает на 120 байт информации больше, чем Вася за те же 5 минут и тем же шрифтом. Сколько байт информации несут тексты Васи Петрова и Пети Васечкина вместе, набранные ими за 5 минут? Решение: 8 х 50 = 400 байт – набирает Вася. 400 + 120 = 520 байт – набирает Петя. 400 + 520 = 920 байт – набирают Петя и Вася вместе. Сколько байт информации несут тексты Васи Петрова и Пети Васечкина вместе, набранные ими за 1 урок (40 минут)? 920 х 8 = 7360 байт Сколько это будет килобайт информации? 7360 : 1024 = 7 Кбайт Поместятся ли эти тексты на флэш-носитель, если его емкость равна 512 мегабайт? (Да). Затем учащиеся в текстовом редакторе Блокнот сами набирают текст в течение пяти минут, вычисляют, сколько байт информации они создали. После сохранения документа сравнивают свои вычисления с объемом памяти, который определил компьютер. Такая работа позволяет учащимся уже с 6 класса ориентироваться в объемах информации. В своей деятельности учитель должен учитывать противоречивый характер процесса познания. Постоянно встречающимся противоречием процесса познания является противоречие между индивидуальным опытом учащихся и приобретаемыми знаниями. Некоторые ученики обладают большими знаниями, готовы делиться ими с другими. Поэтому некоторые задания легче выполняются при помощи групповых технологий. Обучение в сотрудничестве - это модель использования малых групп учеников в классе. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач. Например, в 8 классе при изучении темы «Устройства компьютера» класс делится на группы по 2-3 человека, затем каждая группа выбирает тему из предложенных: «Устройства ввода», «Устройства вывода», «Оперативная память», «Долговременная память», «Мозг компьютера - процессор». Каждая группа самостоятельно (при необходимости и с помощью учителя) разрабатывает структуру презентации, распределяет обязанности каждого члена группы и в течение 2-х уроков работает над созданием презентации. На зачетном уроке учащиеся каждой группы представляют защиту и отвечают на вопросы одноклассников. Такие уроки вызывают познавательный интерес у обучающихся и формируют у них навыки поиска информации, самостоятельного создания информационного продукта, умения работать с материалом, выступать перед аудиторией. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии». По определению А.Н.Леонтьева, «игра характеризуется тем, что мотив игрового действия лежит не в результате действия, а в самом процессе». Играя, ученик проявляет себя как личность, раскрывает свои интеллектуальные способности и наклонности. В игровой деятельности необходимая информация запоминается непроизвольно, потому что присутствует главный фактор обучения - активность обучаемого. Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. На уроках, а особенно во внеурочное время, использую игровые технологии, учитывая возрастные особенности учащихся. Провожу на уроках игры и элементы игры: «Информация и знания», «Как я знаю клавиатуру», «Путешествие в страну чисел в различных системах счисления», урок - «Звездный час»; урок – «Компьютер и здоровье», конкурс на лучшую презентацию по определенным темам, конкурс рисунков в графическом редакторе, демонстрация видеоклипов, и др.) «Игра как метод обучения, как передача опыта старших поколений младшим, способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений. Игра будит активность ребенка, ставит его в различные нестандартные ситуации, в позицию выбора и принятия самостоятельного решения.» (А.Н.Леонтьев) Успех в работе по формированию информационно-коммуникативных и других умений учащихся в значительной степени зависит от характера взаимоотношений учителя и учащихся. Положительный результат будет только в том случае, если эти отношения будут носить позитивный характер взаимного понимания и уважения. Обычно класс состоит из учащихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к учению, разными интересами и состоянием здоровья. Задача учителя - создать на уроке оптимальные условия для умственного развития каждого. И здесь на помощь приходят технологии уровневой дифференциации. Уровневая дифференциация обучения – технология достижения учебного успеха, технология реализации стандартов в учебном процессе, технология адаптации стандартов к ученику и к школе. «Если дадим каждому ребенку учебный успех, проблем с обучением не будет», – считает один из авторов этой технологии В.В. Фирсов. В условиях уровневой дифференциации обучения меняется парадигма школьного образования: от старой, предполагающей обязательное усвоение всеми учащимися всего излагаемого учителем учебного материала, к новой обязательное усвоение всеми только базового уровня знаний. Больше – если можешь и хочешь. Такой подход обеспечивает каждому ученику возможность достижения учебного успеха. Свобода выбора – это психологическое освобождение от прессинга принципа «Знай все, что знает учитель». Уровневая дифференциация обучения предполагает решение выше обозначенных задач, ликвидирует минусы традиционной технологии: авторитарность, перегрузку учащихся, отрицательную мотивацию. Она опирается на педагогику сотрудничества, где ученик является субъектом образования, имеющим не только обязанности, но и права. За учеником признается право выбора: получить повышенную подготовку по предмету или ограничиться обязательным уровнем его усвоения. Это делает открытым выбор объема подготовки к каждому уроку и на каждый день, учит распоряжаться своим временем, планировать работу. Например, при изучении алгоритмических структур в программировании я разработала комплекс самостоятельных работ, в которых учащиеся сами определяют – на какой уровень они способны и выполняют задания для этого уровня. В настоящее время необходимо регулярно использовать новейшие информационные технологии в учебно-воспитательном процессе. К ним относятся мультимедийные ресурсы, которые наиболее эффективно использовать при проведении лекции, практического занятия, лабораторной работы, самостоятельной работы, тестирования. Презентация и видеоурок позволяют отказаться от многих видов наглядности и максимально сосредоточить внимание учителя на ходе урока. Использование мультимедийных ресурсов целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Данная форма дает возможность представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что в свою очередь облегчает запоминание и усвоение изучаемого материала. Цифровые образовательные ресурсы – это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса. К цифровым образовательным ресурсам относятся и презентации и видеоуроки. Для сокращения времени подготовки к урокам я использую готовые ЦОРы для проведения уроков с портала Единой коллекции Цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru. Задача учителя информатики не только показать какие существуют инструментарии для создания информационных продуктов, но и сформировать определенный уровень профессиональной культуры в информационной области знаний. Офисные продукты в последнее время совершенствуются и обновляются. Например, текстовые процессоры Microsoft Word 2003 и Microsoft Word 2010 немногим отличаются, но у многих пользователей небольшое отличие вызывает недоумение из-за отсутствия системного мышления. Необходимо научить учащихся применять свои знания в новых и необычных ситуациях, а также развивать элементы творческого мышления. Можно привлекать учащихся к использованию домашнего компьютера, Учащиеся, индивидуально или в группе имеют возможность выполнять самостоятельную работу, требующую от них поиска дополнительной информации, сбора данных, анализа, осмысления фактов. Учащиеся c интересом готовят сообщения о личностях, которые внесли свой вклад в развитие науки информатики («Ада Лавлэйс – первый программист», «Машина Бэббиджа», «Билл Гейтс - основатель корпорации Microsoft», «Кто такой Паскаль и почему его именем назвали язык программирования», «Создатели БЭСМ-6» и др.). Учащийся 11 класса поделился своим опытом защиты компьютера по биометрическим данным с одноклассниками, для этого он принес свой компьютер на урок и показал принцип действия такой защиты. В результате применения различных современных технологий обучения, уроки становятся интереснее, расширяется кругозор не только учащихся, но и их родителей. У учащихся повышается мотивация к изучению информатики, самостоятельного приобретения знаний, изучения новых прикладных программ, не входящих в курс школьной программы информатики; школьники могут использовать разнообразные информационные источники, компьютерные словари и энциклопедии, выполнять поиск информации, а также успешно применять свои знания и умения в других предметных областях при подготовке докладов, рефератов, научных работ для различных конференций, семинаров, конкурсов, школьных мероприятий. Используемая литература. 1. Малев В.В. Практикум «Теория и методика обучения информатике», «Методика преподавания информатики»/ В.В.Малев – Воронеж.: ВГПУ, 2003. – 152с. 2. Пташкина В.Н., Виноградова К.Е., Амбушева Т.М. Игровые технологии/ В.Н.Пташкина, К.Е. Виноградова, Т.М. Амбушева–Волгоград., Издательство «Учитель», 2009. 3. Журнал «Информатика и образование». Веб-сайт: http://www.infojournal.ru. 4. Угринович Н. Д. Учебник Информатика: учебник для 11 класса/ Н. Д. Угринович - 5-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 187с.; 5. Угринович Н. Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Информатика и ИКТ: практикум/ Н. Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 394с. 6. Портал Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru. | |
Просмотров: 408 | |
Всего комментариев: 0 | |